Зашиверская церковь

1

История о древнем городе-призраке Зашиверске, когда-то являвшемся последним обжитым рубежом русского Севера и о невероятной судьбе старейшей за Уралом православной церкви — шедевре деревянного зодчества.

В основу истории легли воспоминания Алексея Павловича Окладникова и Анатолия Пантелеевича Деревянко (выдающихся русских историков и археологов), изложенные в книге «В поисках оленя золотые рога».

В суровом сибирском краю, где когда-то «земли были людны, а реки рыбны», где мастера-охотники вырезали декоративные шахматные фигурки из мамонтовых бивней, а герои-путешественники, вмерзая в вечные льды, записывали в свои полевые дневники ценнейшие сведения о невиданных вещах; в диких северных землях, на реке Индигирка стоял город Зашиверск, служивший перевалочным пунктом для добытчиков и искателей приключений.

В XVIII веке сибиряки привозили в Зашиверск меха, ценившиеся на вес золота. У стен деревянной крепости устраивались многолюдные ярмарки, и жизнь шла своим чередом, пока, примерно к началу XIX века, город постепенно не пришел в упадок.
Жители Зашиверска умели справляться с трудностями: город благополучно пережил несколько пожаров, наводнений и нападений, но решающими факторами его исчезновения стали сокращение пушного промысла и повторяющиеся эпидемии оспы.

Сибирская легенда о последних днях Зашиверска:
На шумной зашиверской ярмарке местный шаман увидел у одного из купцов богато окованный сундук и приказал немедленно вырубить в Индигирке прорубь, а затем бросить сундук в воду. Но люди из жадности отказались следовать указаниям шамана, расхватав ценное содержимое сундука. Через несколько дней в городе началась эпидемия черной оспы. Больные участники ярмарки в ужасе разбежались по тундре, разнося заразу. Людей умирало так много, что их не успевали хоронить и трупы плыли вниз по реке – разбухшие и страшные.

3

Церковь Спаса Нерукотворного со звонницей. Историко-архитектурный музей под открытым небом. Новосибирск.

Путешественники и полярные исследователи первой половины XX века, поднимаясь по Индигирке, видели следующую картину: почерневшая от времени деревянная церковь высится над городом-призраком: большинство строений разрушено до основания, улицы заросли тальником и высокой травой. И только ветер гуляет среди развалин, задувая в пустые оконные и дверные проемы.
Но что это была за церковь!

«Церковь – какое-то чудо архитектуры, — писал полярник Борис Алексеевич Леванов, — Может быть, еще где-нибудь имеется такая красота?… Простой плотник не мог создать такую красоту, так рассчитать пропорции. Это, вероятно, был мастер из мастеров. Сохранилось ли его имя?»

Алексей Павлович Окладников – историк, археолог, один из основателей Института истории, филологии и философии СО АН СССР – собирая материал об освоении Сибири, нашел потерянное имя этого мастера. В одном из старых документов, описывающих «древнеправославные храмы божьи» было сказано, что зашиверская церковь сооружена в 1700 году, а «имени мастера нет в документах, но по приданию таковым был местный житель мещанин города Зашиверска Андрей Хабаров».

Современные Окладникову путешественники свидетельствовали о том, что церковь по-прежнему стоит среди мертвого города и к тому же неплохо сохранилась. В 1969 году было решено снарядить экспедицию по спасению этого необычного памятника архитектуры. В состав экспедиции входили историки, археологи, архитекторы, фотографы и кинооператоры. Прилетев на место, исследователи были поражены.
Вот, что пишет Окладников по поводу церкви:

Сойдя с вертолета, мы оказались как бы лицом к лицу с древним мастером, чей топор с удивительным мастерством вытесал и подогнал друг к другу мощные бревна срубов, искусно прорубил проемы для окон, которые некогда закрывались слюдяными оконницами, вздыбил высокие шатры, увенчанные грациозными главками. И над всем этим великолепием он вознес легкие и строгие контуры крестов, соперничающих в своем стремительном взлете ввысь с окружающими горами, и, кажется, даже с самими облаками.

Многие коренные сибиряки сотрудничали с русскими и, скорее всего, принимали участие в строительстве Спасо-Зашиверской церкви. Они даже сложили легенду о том, что дерево для креста срубил сам Ерё-Чёрёгёр – первый проводник русских на Индигирку. Дерево было очень большим и росло на горе «Место Чубуку» (место горного барана). Ерё-Чёрёгёр сказал: «Если есть Бог, то я не умру», срубил дерево, сел на него верхом, и съехал до самого подножья, оставшись при этом живым и здоровым (шах и мат, атеисты). С тех пор гора называется Кириэстээх хайа (гора с крестом).

Деревья для строительства, действительно, выбирались не любые. Церковь была построена из прекрасного стойкого материала – мелкослойной лиственницы. С течением времени бревна как бы окаменели, и при ударе о стену все здание отдавалось глухим звоном. Хорошая сохранность обеспечивалась также особым устройством фундамента из бревен, который способствовал проветриванию помещения и сохранял вечную мерзлоту.

2

Церковь относится к традиционному типу шатрового храма, широко распространенного в северных районах Европейской России в XVI-XVIII веках и состоит из трех взаимосвязанных частей:
Первая часть – центральная – представляет собой почти квадратный сруб, увенчанный сложным восьмериком, над которым располагается шатер с луковичной главкой, покрытой затейливыми дощечками в виде лемеха плуга и увенчанной крестом.
Вторая часть – алтарная апсида – примыкает к центральной части с востока. Она также увенчана луковичной главкой и крестом, только меньших размеров.
Третья часть – трапезная – самое обширное помещение.

Экспедиция Окладникова проделала большую исследовательскую работу. Архитекторы тщательно померяли и зарисовали каждую деталь церкви, а археологи раскопали «подземную часть» острога, и его контуры сошлись со старинными планами города, найденными в исторических источниках.

Вторая экспедиция в Зашиверск проходила в 1971 году под руководством Анатолия Пантелеевича Деревянко (в настоящее время директор ИАЭТ СО РАН, академик РАН). Ее основной целью была транспортировка церкви в Новосибирск. Исследователи с огромным трудом и осторожностью, буквально по бревнышку разобрали драгоценный памятник архитектуры и отправили его – вначале по воде, а потом по железной дороге – в новосибирский Академгородок, где церковь нашла свое современное пристанище в историко-архитектурном музее Сибири.

5

Историко-архитектурный музей под открытым небом. Новосибирск. Выставочная зона.

Зашиверская церковь – не только памятник древнерусской архитектуры. Она как бы запечатлевает в своих изящных формах труд и высшие стремления искателей счастья и приключений, авантюристов, исследователей и путешественников – отчаянно смелых сибиряков, невероятными усилиями раздвигающих границы известного.

Автор: Василий Лабецкий. Фото предоставлены Ириной Владимировной Сальниковой — заведующей отделом музееведения ИАЭТ СО РАН