Белый храм: Чианграй, Таиланд

whitetempl

История о сюрреалистичном Белом Храме города Чианграй, в которой супермен, кунг-фу панда и Джон Мильтон донесут до читателя скрытое послание буддийского художника.

В туристической поездке Чиангмай–Бирма я познакомился с молодым человеком из Томска, который признался мне, что пресытился прелестями Паттайи и решил съездить на север Таиланда, специально для того, чтобы посмотреть на Белый храм города Чианграй.

Один пьяный исландец с бородой, доходящей почти до пояса, вспоминал, как хорошо дома, где вокруг никого, а ты выходишь на балкон и стреляешь из дробовика – просто от избытка чувств. Очень волнующе! Но вы, русские, — говорил он со смесью опасения и уважения во взгляде, — вы очень суровы. Я видел, как в Паттайе русские ходят в кварталы красных фонарей целыми семьями – с маленькими детьми! Даже мне до этого далеко!

Белый храм в Чианграе – другое название Ват Ронг Кун (Wat Rong Khun) – был построен в 1997 году по замыслу тайского художника Чалермчаи Коситипата (Chalermchai Kositpipat). Рядом с храмом располагается выставка его живописи, в которой сочетаются традиционные мотивы южного буддизма, христианства, а также, как это ни странно, элементы западной массовой культуры.

Kositpipat

Одна из работ Чалермчаи Коситипата (ссылка на источник)

Эти же темы воплощены в Белом храме, и выглядит он, надо сказать, очень необычно. Пространство вокруг храма организовано таким образом, что в него можно попасть только по двум мостам, практически сливающимся друг с другом.
Первый мост плавно поднимается вверх, как бы намекая, что «Долог путь, безмерно тяжек, От Преисподней к свету».

bridge

Мост над адской бездной, насколько мне известно, не встречается в буддизме, зато он не раз упоминается в исламе и христианстве. В исламе он называется Сират. Для праведников этот мост широк и пройти по нему не составляет труда, но для грешника он – как острие меча. В русской культуре существует похожий мотив. Помните детскую сказку «Конек-горбунок»? Когда у главного героя угоняют лошадей, он проклинает вора следующим образом:

Чтоб пропасть ему, собаке!
Чтоб издохнуть в буераке!
Чтоб ему на том свету
Провалиться на мосту!

О том, куда ему провалиться Чалермчаи Коситипат показывает предельно ясно. Лично я, глядя на скульптурное изображение грешников в аду, вспомнил работы Ганса Рудольфа Гигера – художника, несомненно, популярного в Таиланде.

hell

Преодолев ад, мы, по-хорошему, должны образумиться и отказаться от грешного образа жизни. Перед следующим мостом – длинным, вычурным и изогнутым — нас встречают два грозных стража (традиционный буддистский мотив), которые как бы проверяют, готовы мы принять свет учения господа Будды или нет. Спешу вас успокоить: при мне они никого из туристов не останавливали.

hell4turist

Внешнее убранство храма сюрреалистично и сочетает в себе традиции тайской религиозной архитектуры и личную мифологию художника, его создавшего. Это несложно заметить, если уделить внимание его картинам.

daemonhead

Внутри храма, на одной из фресок изображены такие персонажи, как супермен, нео, кунг-фу панда и даже кенобит из «Hellraiser» с утыканной гвоздями головой. Это неудивительно, поскольку буддизм всегда был гибкой религиозной системой, использующей образы чужих традиций для объяснения своих глубинных религиозных концепций.
Что именно объясняют верующим супермен и кунг-фу панда можно понять из общего контекста рисунка. Конечно, если подключить эрудицию и воображение.

До белого храма лучше всего добираться из Чиангмая, где гораздо проще, по сравнению с Чианграем, снять жилье – как на длительное время, так и на несколько ночей.
В центре Чиангмая практически на каждом углу продаются недорогие туры в Бирму: вас покатают на лодке по реке Меконг, покормят, сводят в музей опиума в Чианграе, покажут длинношеих женщин из горного племени, с которыми можно фотографироваться и, конечно же, Белый храм.
Чиангмай приятен для прогулок и доехать до него из Бангкока можно быстро и дешево.

opium

Автор: Василий Лабецкий.