Шелковый Путь

Наверное, я всем уже надоел с рекламой книги о Шелковом Пути П. Франкопана. Она читалась в два захода. Первый – история Шелкового Пути от Александра Македонского до 1500 года. Именно в это время Шелковый Путь был основной экономической и информационной артерией всей Евразии и Севеной Африки. Второй заход – с XVI века до наших дней. Тот период, когда произошло то, что произошло: Европа стала слишком экстравертивной и агрессивной, а Азия замкнулась в себе.

После XVI века тема Шелкового Пути несколько теряется и актуализируется лишь спустя 500 лет – с усилением позиций Новой Азии во главе с Китаем и Индией. Франкопан, видимо, в силу своей “византийской” специализации много внимания уделяет отношениям Запада с Ближним Востоком (в значении мусульманского мира). Впрочем, фокус его внимания движется в основном за потоками “пассионарной энергии”.

Книга многое упускает, но при этом дает комплексный взгляд на развитие современной мировой культуры. В процессе чтения у меня возникло несколько вопросов, на которые сразу, пожалуй не ответишь:

1) Возможна ли другая логика, и другая система отличная от “западной”, или любая бывшая европейская колония в Африке или Азии – как развращенный ребенок, которого долго использовали, подсадили на опиум, растлили, а потом сказали – ты теперь сам по себе. При этом, кроме системы ценностей агрессора в его сознании не существует ничего – старая реальность вытеснена в бессознательное.

2) Почему буддизм до сих пор сохранился как полноправная мировая религия, учитывая то, что христианство и ислам – в разы агрессивнее и настроены на как можно более широкую и почти насильственную экспансию с полным замещением предшествующих мировоззрений (возможно, ответ на вопрос кроется в самой постановке вопроса).

3) Сможет ли Китай стать лидером, который возьмет курс на баланс с окружающей средой (природой), а не на ее безлимитное использование, или это наивный тезис, и капиталистическая логика доминирует (см. пункт 1)

Кроме возникших вопросов многое в книге показалось удивительным.

Особенно необычной показался подход автора, который ориентировался на ресурсы:

1) В чем успех религий? – в том, что общество, в котором господствует та или иная религия процветает.
2) Почему возник Шелковый Путь? – от избытка ресурсов с обеих сторон, на Востоке и на Западе. Рим захватывает плодородный Египет, хлеба становится много, возникают излишки и на этой основе происходит развитие. Когда все пресыщены, появляется необходимость в статусных вещах.
3) Почему произошел Холокост? – немцы рассчитывали на урожай пшеницы с захваченных русских земель. Русские сжигали за собой поля. У немцев, поставивших слишком много на тяжелую промышленность, не хватало еды и возникло понимание, что кто-то умрет от голода. Первоначально Гитлер хотел выселить евреев в Палестину или на Мадагаскар. Но раз вопрос встал ребром, крайними оказались они. Причины геноцида неожиданно прозаичны – из серии “надо кормить детей”.

4) Приток ресурсов рождает расцвет культуры, технологий и науки. Притом, чаще всего развитие наук происходило внутри религии. При нехватке ресурсов, наоборот, упор делался на духовность, посты и воздержание. То есть религиозное мировоззрение в синкретичных обществах – довольно гибкое и скорее работает на общую пользу. Не всегда это “опиум” (в значении фактора, смягчающего негативные обстоятельства).

5) Формально, история и блеск европейской цивилизации сводится к нехитрой схеме – примерно с XVI века неплохо вооруженные алчные люди находят наивных иностранцев, которые до их появления не думали ни о прибыли, ни о крупномасштабной войне – обманывают их, забирают все, что хотят, вплоть до их жизни и свободы (то есть, это не римско-германские войны, где никому не было просто), а на сверхприбыли создают “чудеса цивилизации”.