Мотобайк в Таиланде: за секунду до падения

yamaha_fino_main

Мотобайк в Таиланде — доступное и удобное средство передвижения. Некоторые говорят, что здесь на дорогах ад, и никто не соблюдает правила, но они просто не были в Дели и Катманду. Так или иначе, каждый слышал хотя бы одну страшную историю об авариях или дорожных инцидентах в «стране свободных». Мы рассказываем целых три.

Авария по-русски

В 2011 году на Пхукете я впервые сел за руль скутера. Дороги там хорошие и на обычном Honda Click в ночное время можно разгоняться до 95 км/ч. Вначале кажется, что все ездят по встречке, но потом привыкаешь.
Почти каждый вечер я гонял от дома до пляжа, проезжая ради удовольствия километров 20-30. В один из таких вечеров я попал в аварию. Тормоза у скутера были проверены, колеса накачаны, движок заводился с полоборота, а вот водитель за рулем сидел неважный. Словом, я въехал в маленькую белую двухдверную хонду, делающую U-turn на пустой дороге по всем правилам. Я отделался легким испугом, порванной одеждой и глубокими ссадинами на локтях и коленях. У скутера исчезло переднее крыло и немного повело обод на колесе – даже пластик по бокам почти не поцарапался. Машина тоже не очень пострадала: на переднем крыле появилась глубокая вмятина, и разбился поворотник.

honda

Из машины вылез светловолосый мужчина лет сорока и принялся осматривать повреждения. Убедившись, что руки и ноги целы, я тоже подключился. Мы начали разговор на английском, а закончили на русском. Мужчина вел себя очень красиво: даже голос не повысил. Звали его Женя. Мы сошлись на том, что полиция не нужна. Глупо было отрицать свою вину, поэтому, хоть мне было и неприятно, пришлось сказать, что я виноват и готов оплатить ущерб.
– Машина не моя. – Сказал Женя. – Я ее арендую. Если страховщики насчитают больше десяти тысяч – заплатят сами.
– Хорошо. Байк я, наверное, оставлю здесь.
– Сильно разбит?
– Не. Нормально.
– Ладно. Поехали.
Пока мы ехали – разговорились про музыку, про 90е, про судьбы родины, и неприятный инцидент практически изгладился, если не считать того, что у обоих фонил в крови адреналин.

Kawasaki

Страховщики насчитали 7 тысяч бат, поэтому пришлось платить мне. На следующий день Женя позвонил и сказал, что владелец машины, с которым мы вчера познакомились – приятный молодой тайский бизнесмен – спрашивал обо мне, потому что по правилам я должен дополнительно оплатить один месяц аренды машины — во время ремонта ее заменят на новую.
– Я ему сказал, – объяснил мне Женя, – что я тебя не знаю, и что после **** трусами обычно не машут.
Вечером мы с Женей сидели возле его дома, жарили мясо на углях и рассказывали друг другу истории.

Если вы разбили арендованный байк и остались целы – прикидывайте по ситуации: стоит ли связываться с хозяевами, или просто заехать в ближайшую автомастерскую. Замена пластика, двух поворотников, крыла и двух зеркал обходится примерно в 3000 бат. Если вы прокололи колесо, то поставить новую камеру будет стоить примерно 150-200 бат; заменить разбитые зеркала — примерно столько же. Замена обода и камеры обойдется где-то в 500 бат. Прежде чем арендовать байк, узнайте у хозяина, застрахован ли он. Если да, то, скорее всего вам удастся избежать лишних затрат в случае аварии.

yamaha

Утром в крови будет пять промилле

Ссадины долго не заживали в тропическом климате, поэтому я позвонил своим страховщикам, объяснил ситуацию, и они назвали мне адрес больницы, в которую нужно ехать.
Меня здорово подлечили, но денег, выделенных страховой компанией не хватило – кто мог знать, что за простую перевязку в больнице возьмут 12 тысяч бат. Я просидел в приемной больше двух часов, ожидая пока переведут еще денег.
Пока я ждал, ко мне подсел перебинтованный австралиец. Мы разговорились и оказалось, что он тоже упал со скутера.
– Пьяных судьба бережет. – Сказал мне австралиец. – Я возвращался с Патонга от девочек и вдарил по горному серпантину 80 или около того. Шлема, разумеется, не было. Дорога была мокрой после дождя, и, не справившись с управлением, я вылетел на встречку, увернулся от грузовика и слетел в кювет. Хорошо, там было не очень круто. Живой, как видишь.
– Да. Повезло тебе. – Качаю я головой.

Медицинское обслуживание в Таиланде значительно дороже, чем в России, поэтому рекомендуется застраховать свое здоровье хотя бы стандартной «страховкой путешественника».

На дорогах Пхукета попадаются разные персонажи. Помню, новогодним утром я ехал на пляж и, стоя на светофоре, увидел следующую картину: пышнотелая тайская женщина и ее дочь – как две матрешки – сидят на старом байке с механической коробкой. Сбоку к ним пристраивается светловолосый европейский парень на скутере, одетый в одни только черные шорты. Он весь исцарапанный, грязный, и его глаза настолько пьяные, что даже косят в разные стороны. Парень пытается привлечь внимание тайских женщин бурной жестикуляцией: он показывает указательным и средним пальцем на свои глаза, потом тычет в сторону женщин, после чего, указывает на дорогу, как бы вызывая их на драг-рэйсинг. Женщины делают вид, что не замечают его, и парень переключает свое внимание на меня. Он энергично кивает мне головой и указывает на дорогу. Я киваю ему в ответ и начинаю подкручивать ручку газа. Парень со звериной серьезностью делает то же самое, глядя то на меня, то на сигнал светофора. Когда загорается зеленый свет, он уносится вдаль по автобану, а я, глядя ему в след, думаю о том, что на дорогах здесь небезопасно.

yamaha_fino

Тормоза для трусов

Другая история произошла в городе Чиангмай в 2013 году.
Я как раз отдал свой паспорт в индийское посольство для получения визы, когда ко мне пришел Вольфганг и предложил съездить в храм Дои Сутеп, расположенный высоко в горах.
– Я бы с удовольствием. – Ответил я. – Но у меня на неделю забрали паспорт, поэтому мотобайк арендовать не получится.
– Поехали на моем. – Предложил Вольфганг.
– А он выдержит двоих?
– Конечно, выдержит.
Оказалось, не выдержит. Через двести метров лопнуло заднее колесо.

В Таиланде лучше ездить на скутере без прав (штраф 300 бат), чем без шлема (штраф 500 бат). Разъезжая без шлема, вы привлекаете внимание полицейских, которые, надо сказать, не слишком придирчивы к иностранцам.

– Наверное, колесо сдутое было. – Предположил Вольфганг. – Возьмем скутер помощней.
Когда мы приехали к арендодателю, «помощней» у него не оказалось, поэтому пришлось довольствоваться старым «винтажным» Yamaha Fino с объемом двигателя 115 кубиков.
– Это не байк, а fucking yellow submarine. – Жалуется Вольфганг.
– Главное, что желтый. – Говорю я.
– Переднее колесо, кажется, ведет.
– Ты уверен, что это хорошая идея – ехать на нем в горы?
– Расслабься, все будет окей.
Поднялись мы действительно без приключений; наверху выпили кофе, погуляли по храмовому комплексу, поглазели на город с высоты птичьего полета и отправились обратно. Мы не проехали и половины пути по крутому извилистому серпантину, когда Вольфганг обернулся и очень серьезно сказал:
– Тормоза отказали.
– Как это отказали?
– Смотри. – Вольфганг нажал на тормоз до предела: ручка двигалась свободно, и действие не производило никакого эффекта.
– Правда, отказали. – Констатировал я.
Мы ехали какое-то время в молчании, скутер набирал скорость, и, наконец, я сказал:
– В России есть поговорка: тормоза для трусов.
– Очень смешно. – Слабо улыбнулся немец.
Вольфганг осторожно сбавлял скорость передним тормозом и, в итоге, проехав очень неприятный километр, мы все-таки остановились и вздохнули с облегчением.

Перед тем, как арендовать мотобайк, разберитесь, какая рука тормозит какое колесо: не у всех моделей задний тормоз находится на левой руке. Разобравшись с этим, опробуйте тормоза, сделав небольшой круг по окрестностям. Бывает, что задний тормоз слабнет от частого использования, поэтому не стесняйтесь просить отрегулировать его под себя. Особенно это важно, если вы будете ездить по дороге с крутыми горками и поворотами.
Напомним, что на всякий случай стоит также проверить колеса, и, если надо, подкачать их.
Лучше всего брать байк, который легко заводится. Если он заводится не с первого раза, скорее всего, вы с ним сильно намучаетесь.

Автор: Василий Лабецкий.