Золотой треугольник: опиумные трубки

1

Чем опиумная трубка отличается от табачной, почему некоторые любители антиквариата не всегда видят между ними разницу и как правильно курить опиум.

Дао. Путь. Одни из нас ищут его в опиуме, другие в Боге, кто-то в вине, кто-то в любви. А Путь для всех один и ведет в никуда.
[Сомерсет Моэм. Разрисованная вуаль]

Опиум иногда называют «накотиком XIX века». Сегодня культура курения опиума практически полностью исчезла и представляет, скорее, исторический интерес. Реконструкцией этой культуры занимаются коллекционеры, историки и этнографы.
История курения опиума в Юго-Восточной Азии коротко изложена в предыдущей статье.

Опиаты — самая опасная группа наркотических веществ и их бесконтрольное употребление в немедицинских целях может повлечь за собой психологическую деградацию и мучительную смерть.

Начнем наш рассказ с описания одного необычного предмета:

2

Это металлическая китайская трубка с бронзовой чашкой и мундштуком. При желании она раскладывается как телескоп примерно в два раза.

3

Иероглифы на мундштуке (干隆年制) говорят о приблизительном возрасте трубки: «годы правления императора Цяньлуна» (1736—1795) – шестого манчжурского императора династии Цин. Такая гравировка встречается на многих предметах того времени.

Одни торговцы антиквариатом уверяли меня, что подобные трубки использовались для курения опиума, другие утверждали, что для курения табака.

4

Фотография из музея «Дом опиума» в Чианграй.

Специалисты музея «Дом опиума» в городе Чианграй однозначно характеризуют подобные трубки как табачные.
Японские табачные трубки-кисэру имеют очень похожую форму (встречаются с начала XVII века). Традиционно их также изготавливают из бамбука, дерева и железа. Длина некоторых японских трубок достигает 90-120 см. Раньше такие трубки иногда использовались в качестве оружия в уличных драках.

5

Китайская табачная трубка в Чиангмае

Значит все-таки табачные? Почему тогда торговцы антиквариатом допускают грубую ошибку, утверждая, что через табачные трубки курили опиум?

6

Дело в том, что традиция курить опиум появилась вместе с табакокурением: в начале XVII века голландские торговцы в Юго-Восточной Азии полагали, что смесь опиума и табака спасает от малярии. Такая смесь называлась «мадак» (madak) и ее курили в качестве легкого наркотика на протяжении нескольких сотен лет. Зависимость вырабатывалась в данном случае скорее от курения табака, поскольку при курении через табачную трубку большая часть алкалоидов, содержащихся в опиуме, попросту сгорала.

7
8
9

Для курения мадака использовали не только обычные трубки, но и водные трубки-кальяны (narghile – наргиле), которые встречаются в лавочках Золотого Треугольника и сегодня:

10
11

Эффект от курения мадака некоторые авторы сравнивают с эффектом от курения гашиша. К слову, согласно одной из версий, трубка-бонг происходит из Золотого Треугольника («бонг» от тайского บ้อง [bɔːŋ] — «бамбуковая труба»).


12

Фотография бонгов из музея «Дом опиума» в Чианграй.

В 1729 году в Китае запрещают курение мадака. Примерно в это же время китайский естествоиспытатель, чье имя давно забыто, осваивает систему выпаривания опиума: при курении чистого опиума его нагревают до определенной температуры, и активные алкалоиды (морфин, кодеин, тебаин) начинают испаряются. Эффект от курения чистого опиума в десятки раз сильнее чем от мадака.

13

Многие азиатские трубки ошибочно принимаются за опиумные, но настоящие опиумные трубки сделаны так, что наркотик выпаривается, а не сгорает… Это возможно благодаря особой форме чашки, которая не похожа на обычную и напоминает скорее дверную ручку, прикрепленную к длинной трубке с помощью держателя, который называют «седло».
Онлайн музей опиума.

Стивен Мартин (Steven Martin) – коллекционер опиумных трубок и других подобных принадлежностей – примечателен тем, что использовал свою коллекцию по назначению и умудрился подсесть на «наркотик XIX века» в наши дни. Надо сказать, что для этого он приложил множество услий, собирая предметы антиквариата, и по крупицам воссоздавая забытое искусство курения. Результат оказался удручающим: тяжелая опиатная зависимость.
Мартин называет опиум, приготовленный специально для курения «чанду» (chandu). Такой опиум довольно сложно приготовить — для этого требуется знание технологии приготовления, а также много времени и практики.

В книгах я читал, что некоторые курильщики в старину предпочитали трубки из сахарного тростника бамбуковым, в то время как другим больше по душе были не бамбуковые, а сделанные из слоновой кости. Так было написано в старых книгах, но почему? Вот это я и хотел выяснить.

Трубки украшались материалами типа черепахового панциря и шагреневой кожи – не только ради красоты, но и чтобы они были приятны на ощупь. Все приспособления для курения опиума были сделаны так, чтобы их было приятно держать в руках, ведь это усиливает ощущения. Когда ты куришь опиум почему-то особенно приятно трогать предметы незнакомой формы, поэтому аксессуары оформлялись с расчетом на это. А что касается эстетической стороны оформления, все эти тончайшие, изящнейшие картинки – в них можно было просто потеряться.
Steven Martin

14

15

16

Бирманские опиумные веса.


17

Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
Испытание курения опиума.

Я сменил… неудобную европейскую одежду на китайские широкие штаны и легкую cabaja и расположился в полулежачем положении, уперев голову в твердую китайскую подушку, около стола, где находились все известные необходимые принадлежности для курения опиума.

Двенадцатая трубка. Курится очень медленно. Маклай говорит, что он чувствует себя очень уютно, но хотел бы петь или слушать музыку. Пульс и дыхание без изменения.

После тринадцатой трубки, которую Маклай курит очень жадно, он несколько раз громко смеется, но все еще в очень сонливом состоянии.

2 ч. 45 м. Пятнадцатая трубка. Маклай желал бы послушать отрывок из «Манфреда» Шумана.

2 ч. 48 м. Шестнадцатая трубка. Маклай жалуется на перерывы в курении, он хотел бы продолжать без перерыва.

3 ч. 37 м. Субъективное чувство приятного покоя. Маклай говорит: «Я ничего не хочу и ни к чему не стремлюсь».

Выкурив достаточную дозу опиума, приходишь в состояние глубокого покоя. Это состояние очень своеобразное, чувствуешь, что не хочешь ничего, абсолютно ничего.
Так как совершенно ни о чем не вспоминаешь, ни о чем не думаешь, ничего не хочешь, то теряешь свое «я».
Это чувство покоя и безустремленности так заманчиво и приятно, что хотелось бы никогда не освобождаться от этого состояния…

Курение опиума дает предвкушение состояния небытия…
Китайское море.
На борту русского клипера «Изумруд».
28 апреля 1873 г.

Автор: Василий Лабецкий.

Спасибо: Елене Лабецкой — за расшифровку и перевод иероглифов.


История курения опиума в Юго-Восточной Азии. (Первая часть статьи)