интенсивность чувств

Все, кого я знаю и кто читал книги Александра Лоуэна говорили о нем сдержанные вещи, или даже прямо заявляли, что его методы давно устарели и никто ими не пользуется кроме “лоуэнистов”.
В свою очередь скажу, что взгляды Лоуэна во многом совпадают с моими, и его методы сильно мне помогли.

Лоуэн симпатизирует восточным традиционным системам, но делает суперпоправку:

Даже самая длиннейшая медитация не вернет способность плакать человеку, у которого реакция плача была подавлена. Никакие упражнения йоги не освободят напряжения плеч у человека, который не смеет поднять руки в гневе на того, кто был для него авторитетом.

Лоуэн предлагает ряд простых упражнений, которые возвращают телу полноту ощущений. После этого любая телесная практика может проходить значительно эффективнее.
Но прежде, чем приступить к описанию упражнений, надо сказать пару слов о взглядах Лоуэна. Основную мысль, которая проходит через его работы он выражает вот так:

Эмоции — это непосредственное выражение духа человека. Силу духа человека можно измерить интенсивностью его чувств, величину духа — глубиной чувств, а свободу духа — спокойствием. Когда мы движемся с чувством, движение полно грации, так как является результатом протекания энергии в теле. Чувства — ключ к грации и духовности тела.

Между эмоциями и чувствами есть разница. Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что каждая эмоция является чувством, но не каждое чувство является эмоцией. Любовь, гнев и страх являются типичными эмоциями, называемыми также чувствами. Ощущение тепла, холода, боли и прикосновения, вкусовые и обонятельные ощущения являются чувствами, но не эмоциями. Слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог е- наружу, вовне), которая отличает этот вид чувства. Эмоции переживаются как реакции всего тела. Боль, например, может ощущаться в нижней части спины, но когда я разгневан, это чувство не локализовано и не ограничено, потому что я весь в гневе. Однако импульсы, связанные с различными эмоциями, различаются между собой и по-разному выражаются.

На Западе духовность в основном — удел веры, а на Востоке — чувств.

Восток всегда проявлял больше уважения к природе, чем Запад, считая, что счастье человека зависит от его гармонии с природой. Дао — это путь природы. Запад, по крайней мере, в течении нескольких последних столетий идет к тому, чтобы приобрести контроль и власть над природой, и это заметно в западной позиции отношения к телу. Западный человек думает о здоровье тела в категориях работоспособности, хорошего состояния, позволяющего ему работать всю жизнь как хорошей машине.

Восточные религии требуют от своих последователей успокоения тела. Речь идет о том, чтобы успокоить тело так, чтобы можно было почувствовать пульсацию в корне своей жизни, которая соединяет человека со Вселенной. Обаяние естественности всегда было путем природы, или Дао.

Я бы не хотел забегать вперед, и еще какое-то время буду тестировать методы Лоуэна.
Пока могу только сказать, что вполне доволен текущими результатами.