Даже смерть не разлучит нас: андроновская культура в Сибири

1

Лучшие сказки детства заканчивались словами: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Удивительно, когда сказочные сюжеты, пусть отчасти, но воплощаются в реальность: погребения бронзового века рассказывают нам о том, что некоторых людей не смогла разлучить даже смерть.

0_11

Эпоха развитой бронзы – времена почти что сказочные. В Западной Сибири она началась четыре тысячи лет назад и продлилась примерно пятьсот лет. Сибирская земля до сих пор хранит память о том времени и одна из таких исторических сокровищниц – древнее кладбище рядом с деревней Старый Тартас (Венгеровский район, Новосибирская Область). Здесь под руководством В. И. Молодина работает команда исследователей из Института Археологии и Этнографии СО РАН. За последние десять лет ими изучено около шестисот могил, в большинстве из которых находились скелеты людей или следы кремации. В некоторых могилах найдены парные погребения: умершие лежали на боку, лицом друг к другу, и это были не только взрослые пары, но также подростки и даже дети.

112

Вместе с покойными в могилу клали вещи, которыми они пользовались при жизни, однако до нас дошло далеко не все. Обычно встречаются глиняные сосуды, немногочисленные бронзовые украшения, редко – оружие.

3

Форма глиняных сосудов и рисунки, покрывающие их, – важнейшие сведения для археологов. По ним исследователи опознают разные традиционные мотивы древнего мира. Например, посуда с орнаментом, включающим в себя треугольники, меандры и свастики, принадлежала пришлым людям, сильно отличавшимся от коренных сибиряков бронзового века. Археологи относят этих пришельцев к андроновской (федоровской*) археологической культуре. Их еще узнают по характерной погребальной позе: на боку в скорченном положении (в то время как местные жители хоронили своих усопших на спине).

*андроновская (федоровская) культура входит в андроновскую культурно-историческую общность. В данной статье речь идет именно о ней. То есть, здесь «андроновская культура» = «андроновская (федоровская) культура».

4

Кем же были пришельцы с меандрами и свастиками? И кто жил на территории Западной Сибири в то далекое время? Отвечая на эти вопросы, нельзя не затронуть масштабные и драматичные исторические процессы Бронзового века – важнейшего периода, в котором формировалась основа современной мировой культуры.

5

Коренные сибиряки бронзового века были потомками неолитических племен, пришедших в Сибирь после отступления ледника к северу. Они использовали любые способы добычи пищи: охотились, ловили рыбу, занимались собирательством, разводили скот. По внешнему виду они, скорее всего, были похожи на современных хантов.

6

В начале второго тысячелетия до нашей эры (XX-XVIII вв.) в Сибири появились первые переселенцы с юга. Вероятнее всего, многие из них были высокими, светловолосыми и голубоглазыми, но в научной среде нет согласия по этому вопросу. Исследователи сходятся во мнении, что они выглядели как классические европеоиды. Говоря об их внешнем виде, принято выделять два основных типа: одни — массивные, крупные, высокие (рост некоторых превышал 1м 90см), с круглыми головами и округлыми лицами; другие – более тонкие в кости, узколицые, с вытянутыми головами.

7

Эти люди ярко отметились во всей Северной Азии и прилегающих территориях, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники.
В начале II тысячелетия до нашей эры феномен андроновцев (федоровцев) зазвучал в азиатских степях, где у них не было серьезных конкурентов. Андроновцы пасли скот, хорошо разбирались в металлургии и использовали новшество того времени – повозки и боевые колесницы, запряженные лошадьми.

8

Существует несколько противоречивых точек зрения на то, как формировалась и распространялась андроновская (федоровская) культурно-историческая общность. Большинство исследователей придерживаются теории миграции: несколько волн андроновских миграций двигались из центрально-казахстанских степей в Северную и Центральную Азию. На востоке они дошли до Енисея, на юге — до Северной Индии.

9

У андроновцев было огромное жизненное пространство, вдоволь еды и передовые технологии. Андроновская культура распространялась по степи, как семена растений разлетаются по ветру. Где-то эти семена угодили в суровые земли и едва не погибли, а где-то упали в хорошую почву и дали изумительные всходы. Так, на юге Западной Сибири андроновцы смешались с местным населением, переняв и дополнив комплексное хозяйство коренных жителей, но дальнейшее развитие культуры было сковано суровыми сибирскими условиями.
С другой стороны, отзвуки того времени запечатлены в Ригведе – индуистской книге гимнов, и, возможно, сказания о богах и героях, изложенные в Бхагавад-гите и Махабхарате, написаны потомками тех, кто пришел в Индию бронзового века со своими стадами, повозками и боевыми колесницами.

111

Археология не может дать ответы на все вопросы, но в этой недосказанности есть своя красота. За андроновскими погребениями стоят умопомрачительные сюжеты о путешествиях и открытиях; о слиянии человеческих судеб и судеб целых цивилизаций. Вряд ли мы узнаем, как все было на самом деле. Нам остается только вдохновение при осмыслении увиденного.
Глядя на посмертные объятия и переплетение костяных рук, вспоминаются стихи ушедших поэтов:

11

У смерти не будет власти.
Мертвые обнажены.
Они словно ветер, человек на ветру и утренняя луна.
Их плоть исчезнет, кости исчезнут, и может быть тогда
Они обретут звезды на локтях и ступнях.
Если они сойдут с ума – они не лишатся ума,
Если море проглотит их – они восстанут со дна,
Влюбленные пропадут, но останется любовь.
У смерти не будет власти…
[Дилан Томас]

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь прибывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
[Святой апостол Павел. 1Кор. 13: 8, 13]

Оформил: Василий Лабецкий.

Спасибо: Вячеславу Ивановичу Молодину – археологу, академику РАН, начальнику экспедиции, исследующей памятник Тартас-1 – за разрешение работать с материалами, собранными в результате многолетнего труда, а также за корректировку статьи.

Спасибо: Лилии Кобелевой – археологу, КИН, исследователю памятника Тартас-1 в 2007-2013 гг. – за предоставление материалов, корректировку и всестороннюю поддержку.

Спасибо: Ольге Поздняковой – археологу, специалисту по изучению андроновской культуры – за подробные разъяснения об андроновской культуре и дружескую беседу.

Спасибо: Артему Евгеньевичу Гришину – археологу, КИН, исследователю памятника Тартас-1 в 2005-2007 гг. – за прекрасную содержательную беседу и широкое видение вопроса.

Спасибо: Дмитрию Владимировичу Позднякову – антропологу, КИН – за то, что объяснил на пальцах сложные антропологические концепции.