Младенец-мудрец vol.2

В предыдущей статье “Младенец-мудрец” речь шла о старом даосском тексте, в котором духовная связь с дао обозначалась в терминах возвращения в младенчество взрослого человека.

При всем уважении к старым текстам и духовным традициям Востока, хотелось бы провести неявную параллель, предваряющую более серьезную заметку, которая вот-вот сложится у меня в голове.

Речь идет о параллели между шизоидным типом личности (шизоидное расстройство личности) и дхармическими религиями Юго-Восточной и Восточной Азии.

В азиатских культурах чувствуется сильный архаичный элемент. Часто можно слышать слово “архаичный” в отношении ранних стадий развития человеческой личности. Не будем пока вспоминать Леви-Стросса и его “Первобытное мышление”. Просто отметим некоторые архаичные элементы в культуре буддистских обществ (от тайских домиков духов и поклонения деревьям, до монголо-тибетских шаманских практик в ортодоксальном буддизме ваджраяны).

Далее, можно сказать, что шизоидная травма – самая ранняя, а защита самая “архаичная”.

Фрейд считал, что фантазии об инцесте очень важны для понимания становления человеческой личности. Влечение к материнским гениталиям, груди и матке лежат в основе здорового формирования эго.

Неофрейдисты несколько корректируют этот тезис. Так, очень упрощая мысль Г. Гантрипа, можно сказать, что если ты хочешь титьку – это нормально. В этом желании присутствует мотив борьбы и преодоления. Но если твои фантазии связаны с возвращением в матку – это тревожный знак, поскольку подобный “уход внутрь” практически равносилен желанию умереть. А точнее, не жить, не бороться, и в конечном итоге, не страдать. У шизоидов все происходит именно так.

А то еще видал я Кумскую Сивиллу в бутылке. Дети её спрашивали: «Сивилла, чего ты хочешь?», а она в ответ: «Хочу умереть».
(Петроний – Сатирикон, 48)

Нирвана, Дао, младенец-старик, уход в джунгли после рождения сына, отречение от мира, обрыв болезненных межличностных связей. То, что нормально для глупца – для мудрого человека страдание.

Есть подозрение, что большинство буддистских патриархов, практиковавших дхарму от Монгольских степей до Катманду сидели бы сегодня на кушетке у Гарри Гантрипа.

Это шутка, но в ней есть лишь доля шутки. Шизоидный тип личности – весьма неоднозначная тема, поскольку под определение попадает весь спектр от явно нездоровых людей, до гениальных великих персонажей.

Здесь возникает основной вопрос:
После ухода будет ли возвращение в новом качестве? Будет ли возрождение? Преобразование? Или уход равносилен смерти?

Следим за новостями)

Leave a Reply