Истории Боудданатх

11

Боудданатх — уютное место, где можно отдохнуть от хаоса улиц Катманду. Почти пятнадцать столетий здесь собираются торговцы, покупатели, паломники, верующие, путешественники. Кажется, что это место пропитано историями. Посмотрим, что у нас там?

Боудданатх (Bouddhanath) — тоже, что Боуда, Боднатх — одна из самых больших и наиболее почитаемых буддийских ступ. Была построена приблизительно в VI-VII веках на торговом караванном пути из Тибета.

Расположившись в тибетском кафе на крыше одного из домов, я наблюдаю за тем, как вокруг ступы движется многоголосая толпа паломников: смуглые руки вращают молитвенные барабанчики, подносят четки к клубам можжевелового дыма, зажигают масляные лампадки; лица светятся спокойствием, голоса повторяют мантры.

0

Мне приносят подсоленный чай с молоком, горячую лепешку со сливочным маслом и тибетские пельмени. На вкус все это восхитительно.
Надо мной загораются первые звезды, я гляжу, как на легком ветру колышутся разноцветные флажки с написанными на них священными текстами, и мне становится очень спокойно.

Я наблюдаю за тем, как две непальские женщины в красных сари поклоняются огромному костру, специально разведенному на площади. Одна из них очерчивает круг красным ритуальным порошком, как будто отгораживая пламя от внешнего мира; другая – подносит огню фрукты и благовония.
Тибетские женщины из числа паломников, проходящих мимо, останавливаются немного поодаль, кланяются пламени и поднимают ладонь ко лбу в священном жесте.
Все это дышит древностью, таинственностью и глубиной. Мифологическое сознание кажется здесь совершенно нормальным и идет рука об руку с каким-то невероятным, вневременным ощущением.

3_1

Я ловлю это странное чувство безвременья и почему-то вспоминаю тюркские эпитафии на камнях, затерянных где-то в степи «от Алтая до Гималаев»:

«На шестьдесят первом году в голубом небе я не стал ощущать солнце и луну.. Мое государство вам моим, моя земля и моя вода, вам моим, в тереме принцессы мои, я, увы, вам моим..»

«У меня был мой сытый скот, и я хорошо путешествовал на конях, но и тут не насладился. Я горюю. Теперь я глух и слеп к своим стадам».

9

Тибетские ламы говорят, что в посмертном состоянии бардо нет ни луны, ни солнца – их можно воспринять, только имея физическое тело. Сорок девять суток после смерти нет ни ночи, ни дня.
Умерший человек поначалу не верит, что он умер, но потом он замечает, что не отражается в зеркале, и что родные не слышат его, и тогда он понимает, что его жизнь закончена. А еще говорят, что в бардо душа очень восприимчива, и перед ней разворачивается скрытая сущность мира, сияющая фрактально структурированными бесконечностями.

10

Буддисты уверены, что души умерших питаются дымом и подношениями, поэтому вокруг Боудды расставлены чашечки с водой, а воздух полон дыма сжигаемых трав и можжевельника. Похоже, здесь угощают разных путешественников.

Существует легенда о необычном посетителе становища великого махасидхи Шакьи Шри в Центральном Тебете: однажды там появился лама из провинции Кхам со своим слугой, который нес его вещи. Это был не простой слуга: лама путешествовал с мертвецом – сухим как дерево; ноги стерты до костей.
– Мне надо переправить тело к месту кремации в Ситаване. – Объяснял гость из Кхама. – Не тащить же его на себе.
Говорят, что обратно ламе пришлось нести свои вещи самому.

Возле алтаря Падмасамбхавы собрались монахи с музыкальными инструментами. Музыка, которую они играют поначалу напоминает какофонию, но эффект от нее совершенно поразительный: вот начинают гудеть длинные трубы и рога из морских раковин. Потом вступают барабаны, и в этом бешеном аккустическом шквале тонет многоголосая молвь поломников, читающих мантры. Тогда холод бежит по позвоночнику, и мысли исчезают.

Автор: Василий Лабецкий. Фотографии: Екатерина Казакова